Топливостойкие, антистатические покрытия
Для защиты от коррозии внутренних поверхностей резервуаров и цистерн, предназначенных для хранения и транспортирования светлых нефтепродуктов (авиационное, дизельное топливо; керосин; автобензины; масла) предлагаем топливостойкие, противокоррозионные, антистатические системы покрытий под запатентованной торговой маркой «Техкор-612» (ТУ 2312-002-42968112-01), обеспечивающие сохранность качества, чистоту топлива и пожаровзрывобезопасность от статического электричества.
При разработке защитных лакокрасочных систем покрытий «Техкор-612» учитывались требования:
- Электростатическая-, искро-, пожаробезопасность, как основной фактор пожаровзрывобезопасности в условиях эксплуатации резервуаров;
- Топливостойкость покрытия для обеспечения качества и чистоты хранимого продукта;
- Противокоррозионная стойкость, стойкость к агрессивной среде, действующей на покрытие;
- Стойкость к моющим составам и пропариванию; эластичность при механических нагрузках;
- Отсутствие: цинка, меди, кобальта, ванадия, кадмия, запрещенные к контакту с авиатопливом.
Защитные системы разработаны с учетом ГОСТ 1510; ГОСТ В28569; ГОСТ 34667/ISO 12994; ГОСТ 2084-77; ГОСТ 10227; ГОСТ Р50913; «Требования к антикоррозионным покрытиям резервуаров для хранения авиаГСМ», введенные в действие ГС ГА Минтранса России.
В защитных системах отсутствуют цинк, медь, кобальт, ванадий, кадмий, запрещенные в контакте с авиатопливом. Заключения ГосНИИ ГА подтверждают отсутствие влияния покрытия на чистоту и качество авиатоплива и разрешают их применение для защиты от коррозии внутренней поверхности резервуаров под авиатопливо.
Защитные системы - антистатические (искро-, пожаровзрывобезопасные), разработаны согласно ГОСТ 12.1.018-93 «Пожаровзрывобезопасность статического электричества», ГОСТ 12.4.124-83 «Средства защиты от статического электричества». Антистатические свойства подтверждены заключениями испытательной лаборатории НИЦ «ТЕСТ» (pv, не более 10⁹Ом.м). Топливостойкие, антистатические защитные системы применяются на различных объектах отраслей России и за рубежом с 2001 года.
Защита от коррозии внутренних поверхностей резервуаров под светлые нефтепродукты
Предлагаемые защитные лакокрасочные системы покрытий «Техкор-612», предназначены для защиты от коррозии внутренних поверхностей трубопроводов, фильтрующего оборудования, топливозаправщиков, резервуаров (РВС, РТС, РГС) и емкостей под светлые нефтепродукты, АЗС (бензин, авиационное топливо, дизельное топливо, минеральное масло, керосин).
Нанесение лакокрасочных покрытий при плюсовых температурах
Для противокоррозионной защиты внутренних поверхностей резервуаров и емкостей, грузовых танков и цистерн, предназначенных для хранения и транспортировки светлых нефтепродуктов, в том числе авиатоплива, рекомендуем лакокрасочные защитные системы «Техкор-612/03», «Техкор-612/08».
Наносятся при температуре от (+5 до +30) 0C при относительной влажности воздуха не более 80%.
Лакокрасочная защитная система «Техкор-612/07» применяется при минусовых температурах от (-10 до +25) 0C при относительной влажности воздуха не более 80%.
Наименование защитной системы. Цвет | Назначение / Особенности |
«Техкор-612/03» усиленного типа Система состоит из:
Цвет серый |
Предназначена для защиты от коррозии внутренних поверхностей резервуаров (как новых, так и выведенных в ремонт) под светлые нефтепродукты (авиатопливо, бензин, дизельное топливо, масла. Имеется заключение ФГУП ГосНИИ ГА. Срок службы покрытия не менее 20 лет. Может наносится по остаточной ржавчине со сроком службы покрытия не более 10 лет. Наносится при температуре от +5 до +350С. |
«Техкор-612/07» нормального типа Грунт-эмаль Цвет черный |
Предназначена для защиты от коррозии внутренних поверхностей резервуаров под светлые нефтепродукты. Разрешена к применению в резервуарах с авиатопливом. Имеется заключение ФГУП ГосНИИ ГА. Отличительной особенностью является возможность проведения окрасочных работ при отрицательных температурах. Наносится при температурах от -100С до +250С. |
«Техкор-612/08» нормального типа Грунт-эмаль Цвет светло-серый, серый, темно-серый |
Предназначена для защиты от коррозии внутренних поверхностей резервуаров под светлые нефтепродукты, включая авиатопливо. Имеются заключения ФГУП 25 НИИ Минобороны России и ГосНИИ ГА. Наносится при температуре от +10 до +350С. |
Выбор цвета покрытий.
Для пигментированных ЛКМ принята классификация, в основу которой положены три признака: цвет, химический состав и функциональное назначение.
По этой классификации пигменты делят на две основные группы: ахроматические и хроматические. В первую группу входят белые, черные, нейтральные серые, во вторую – все цветные.
Для получения лакокрасочных покрытий, гарантирующих электростатическую пожаровзрывобезопасность резервуаров для хранения нефтепродуктов, необходимо обеспечить электрическую проводимость покрытия (pv - удельное объемное сопротивление).
Для этих целей используют технический углерод в различных формах, который имеет черный цвет. В зависимости от исходного сырья и его переработки получают различные формы углерода с различными структурными особенностями, при введении которого в состав, с определенным дозированием, получают базовые антистатические покрытия черного и серого цвета. В свою очередь, серый цвет подразделяют на три группы по цвету: темно-серые, серые и светло-серые.
В первой группе, индустриальные покрытия, к которым относятся антистатические, оттенки ЛКМ не нормируются на основании ГОСТ Р 59953-2021 «Материалы лакокрасочные. Цветовой ассортимент. Нормирование цвета…» раздел 4, п.4.2.; раздел 5, п.5.2. «Допускается указывать только наименование цвета с указанием номера ближайшего по цвету образца «Картотеки» или «оттенок не нормируется», если по технологическим причинам невозможно изготовление ЛКМ строго определенного цвета».
ООО «Интехцентр» выпускает четыре вида антистатических, топливостойких защитных систем под торговой маркой «Техкор-612», по цвету: черные, темно-серые, серые, светло-серые. Для сохранения необходимой электрической проводимости (антистатических свойств покрытия) в определенном цвете, по техническим и технологическим причинам невозможно изготовление ЛКМ строго определенного цвета. Поэтому, согласно ГОСТ Р 59953-2021, указываем только наименование цвета (п.5.2.) с указанием номера ближайшего по цвету образца «Картотеки», в данном случае, RAL (п.4.2.):
К темно-серой группе цвета относятся цвета по RAL: 7005; 7010; 7015; 7031; 7037; 7039.
К серой группе цвета относятся цвета по RAL: 7000; 7001; 7004; 7040; 7042; 7045; 7046.
К светло-серой группе цвета относятся цвета по RAL: 7035; 7038; 7044; 7047; 9002; 9018.
Защитные системы «Техкор-612» реализуются как грунт-эмаль 4-х цветов. По стоимости, самыми дорогими являются ЛКМ светло-серого цвета. Комплексное покрытие состоит из трех слоев, которые могут наноситься как однородные, так и разнородные/комбинированные по цвету. Комбинированные по цвету слои используются, за счет контраста, для контроля сплошности/непрокрасов при нанесении, а также для удешевления покрытия, если требуется светлое верхнее покрытие.
При заказе ЛКМ, выберите однородную или комбинированную систему, указывая желаемый цвет покрытия и, по возможности, номер RAL в группе выбранного цвета. Заказ будет исполнен по указанному цвету и близкий к цвету указанного номера RAL, с примечанием «оттенок не нормируется, согласно ГОСТ Р 59953-2021 п.5.2.»
Актуальность защиты от коррозии
На многих складах ГСМ нашей страны ремонт резервуаров не производился в течение 20-30 лет, с каждым годом количество аварий на резервуарах возрастает в связи с тем, что значительная доля резервуаров уже выработала свой ресурс, а износ эксплуатируемых резервуаров составляет более 60%.
Из-за сквозных коррозионных разрушений днищ резервуаров типа РВС имеют место многочисленные утечки нефтепродуктов, загрязняющих окружающую среду, а также возникает необходимость в ремонте или замене днищ резервуаров уже после 5-6 лет их эксплуатации, при этом фактический срок службы металлических наземных вертикальных резервуаров составляет в среднем 25 лет.
Опасность возникновения аварийных ситуаций оценивается тяжестью причиняемого ущерба, который зависит от того, как проявляется авария – в виде взрывов или пожаров от разлившегося нефтепродукта.
Статистика показывает, что аварии РВС в большинстве случаев сопровождаются значительными потерями нефтепродукта, выбросами в окружающую среду значительного количества вредных веществ, которые оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду (отравление местности). При аварии резервуара общий материальный ущерб во много раз превышает первичные затраты на сооружение резервуаров.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день вопрос обеспечения надежности резервуарных конструкций являет актуальным.
Промышленная безопасность склада ГСМ во многом определяется эксплуатационной надежностью резервуаров. Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116 - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в редакции от 30.12.2008 г., данные объекты относятся к опасным производственным объектам и требуют повышенного внимания к обеспечению их надежности и безотказности.
Проблема повышения надежности резервуарных конструкций должна решаться на всех этапах при проектировании, при изготовлении, при монтаже и испытаниях, при эксплуатации и диагностировании резервуаров.
Анализ литературных данных показывает, что основной причиной аварий резервуаров являются последствия электрохимической коррозии (атмосферной, почвенной, продукта хранения) - коррозии под действием внешней агрессивной среды. В связи с этим, решение проблемы повышения безопасности эксплуатации резервуаров, во многом зависит от эффективности методов противокоррозионной защиты.
Основными направлениями борьбы с коррозией резервуаров являются:
- изоляция наружной и внутренней поверхности резервуара от контакта с агрессивной средой;
- применение коррозионно-стойких материалов для строительства резервуаров;
- применение электро-химзащиты для металлических сооружений.
Для каждого из этих способов характерны свои особенности и свои, отличающиеся от других, методы применения. Поэтому при выборе того или иного способа следует в каждом отдельном случае тщательно проанализировать конкретные условия эксплуатации резервуаров.
Электрохимическая защита металлов от коррозии, как известно, основана на использовании явления - прекращения коррозии металлов под действием постоянного электрического тока. Поверхность любого металла, как известно, гальванически неоднородна, что и является основной причиной его коррозии в растворах электролитов, к которым относятся все пластовые и все подтоварные воды. При этом разрушаются только участки поверхности металла с наиболее отрицательным потенциалом (аноды), с которых ток стекает во внешнюю среду, а участки металлов с более положительным потенциалом (катоды), в которые ток втекает из внешней среды, не разрушаются.
Электрохимическая защита обычно применяется совместно с лакокрасочными покрытиями. Такое сочетание пассивной защиты, какой является окраска, и активной защиты, к которой относится электрохимическая защита, позволяет уменьшить расход электродов (увеличить срок их службы), обеспечить более равномерное распределение защитного тока по поверхности защищаемых конструкций. При этом лакокрасочные покрытия обеспечивают первичную "пассивную" защиту от коррозии, выполняя функцию "диффузионного барьера", через который затрудняется доступ к металлу коррозионно- активных агентов (воды и кислорода воздуха). При появлении в покрытии дефектов срабатывает система катодной защиты резервуаров - "активная" защита от коррозии. Применение лакокрасочных защитных покрытий с катодной защитой позволяет если не остановить, то значительно замедлить коррозию металла.
Поэтому требуется противокоррозионная защита, желательно, с учетом всех факторов, влияющих на продолжительность эксплуатации резервуара.
Применение противокоррозионной защиты позволит снизить опасность коррозионных повреждений металлоконструкций, способных вывести резервуар из строя, продлить срок службы, сохранить качество продукта хранения и как следствие, уменьшить расходы на техническое обслуживание и ремонт резервуаров.
Требования, предъявляемые к лакокрасочным покрытиям
Для защиты от коррозии внутренних поверхностей емкостей, предназначенных для хранения топлива, используются лакокрасочные системы покрытий «Техкор» и «ПАКойл», удовлетворяющие комплексу требований, изложенному в следующих нормативных документах: ГОСТ 1510, ГОСТ 2084, ГОСТ 10227, ГОСТ 12.1.018, ГОСТ 9.409, «Требования к антикоррозионным покрытиям резервуаров для хранения авиаГСМ» от 21.06.02.
1. Защитные системы покрытий «Техкор» и «ПАКойл» обладают топливостойкостью при длительном контакте со светлыми нефтепродуктами, т.е. сохраняют свои физико-механические и защитные свойства в течение всего срока эксплуатации покрытия. Такими свойствами обладают защитные системы «Техкор» и «ПАКойл», образующие в процессе формирования покрытия трехмерную структуру.
2. Защитные системы покрытий «Техкор» и «ПАКойл» обеспечивают сохранность качества топлива, а именно: компоненты покрытия не вымываются в топливо и, тем самым, сохраняя его качественный состав и эксплуатационные свойства. В лакокрасочных системах покрытий «Техкор» и «ПАКойл», используемых для защиты средств хранения и транспортированияавиатоплива, отсутствуют компоненты цинка, меди, кадмия, кобальта, ванадия.
3. Для бензина и дизельного топлива, хранящегося в резервуарах АЗС (автозаправочных станций) необходима защита внутренней поверхности топливостойкими лакокрасочными защитными системами «Техкор» и «ПАКойл».
Бензины и дизельное топливо, прежде чем попасть в бак автомобиля, после транспортирования различными видами транспорта хранятся некоторое время в подземных резервуарах на АЗС. Во время всего пути топлива происходит его насыщение кислородом воздуха и водой (конденсат). При контакте с металлической поверхностью резервуаров происходит каталитическое окисление топлива с образованием смолистых веществ, вызывающих нарушение оптимальных регулировок карбюратора, сужающих проходное сечение впускного трубопровода, увеличивающих отложения нагара на клапанах, в камере сгорания и на свечах зажигания. Всё это значительно снижает качество топлива в процессе хранения и, как следствие, ухудшает работу двигателей и увеличивает их износ.
Уменьшение образования смолистых веществ позволяет значительно снизить содержание вредных веществ в выхлопных газах, что благоприятно влияет на общую экологическую обстановку.
Поэтому очень важно, чтобы при хранении топлив в условиях АЗС происходило как можно меньше химических превращений в бензине, что возможно путем изоляции топлива от внутренней металлической поверхности резервуара.
4. Значение удельного объемного электрического сопротивления ниже 1х109 Ом·м покрытия является основным фактором пожароискробезопасных условий эксплуатации резервуаров.
Поскольку светлые нефтепродукты являются диэлектриками и накапливают электростатический заряд (достигающий значений в несколько десятков киловольт), на поверхности возникает возможность искрового разряда, достаточного для воспламенения нефтепродукта при его контакте с кислородом воздуха. Для исключения возможности накапливания статического заряда необходимо использовать защитные лакокрасочные покрытия «Техкор» и «ПАКойл», обладающие удельным объемным электрическим сопротивлением менее 1х109 Ом·м. Спецпокрытия «Техкор» и «ПАКойл» обеспечивают отвод статического электричества к заземленным элементам оборудования. Использование спецпокрытий«Техкор» и «ПАКойл» позволяет быстро и безопасно производить заполнение и опорожнение резервуаров, что сокращает потери нефтепродуктов от испарения.
5. Во время транспортирования и хранения в топливо попадают микробы, бактерии, споры различных плесневых грибов. При хранении топлива, особенно длительном, возможно разрастание колоний микроорганизмов. Наличие колоний микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности (в число которых входят органические и неорганические кислоты, ферменты и др.) резко увеличивают скорость коррозии металла. При этом ухудшается качество хранимого продукта и эксплуатационные свойства металла: увеличивается скорость трещинообразования, снижается прочность, растут внутренние напряжения за счет изменения химического состава в поверхностном слое. Таким образом, для защиты от коррозии емкостного оборудования, предназначенного для длительного хранения топлива, необходимо использование специальных защитных покрытий «Техкор» и «ПАКойл», обладающих длительным бактерицидным эффектом, который достигается при использовании бактерицидов, совместимых с пленкообразователями лакокрасочного материала.
6. Резервуарные парки могут находиться в различных климатических зонах. При эксплуатации системы покрытий подвергаются как воздействию топлива, так и воздействию климатических факторов и должны сохранять свои характеристики при указанном комплексном воздействии.
7. Эксплуатация топливных резервуаров сопровождается периодическими плановыми зачистками резервуаров, которые заключаются в обработке внутренней поверхности растворами моющих средств или водяным паром. Защитные покрытия «Техкор» и «ПАКойл» выдерживают кратковременное периодическое воздействие моющих средств и водяного пара. Помимо периодического воздействия водяного пара и моющих средств на покрытие постоянно воздействует скапливающийся на днище резервуара водный конденсат, поэтому системы покрытий «Техкор» и «ПАКойл» обладают определенной водостойкостью.
8. Специальные покрытия «Техкор» и «ПАКойл», используемые для защиты от коррозии, должны обладать высокими физико-механическими характеристиками, позволяющими сохранить защитные свойства покрытия на весь срок эксплуатации.
9. Защитные системы «Техкор» и «ПАКойл» >обладают свойствами, соответствующие особенностям условий влияния эксплуатации объекта в отрасли, к примеру:
- для емкостей НПЗ обладают стойкостью к термоудару -при повышенной температуре залива нефтепродукта;
- для емкостей резервного хранения топлива (Госрезерв) – обладают биостойкостью;
- для емкостей с частой сменой топлива (АЗС, топливозаправщик) – обладают износостойкостью.
Помимо вышеописанных специальных свойств, предъявляемых к защитным топливостойким системам покрытий, выбор защитной лакокрасочной системы регламентируется условиями, при которых будет производиться окрашивание данной системой, а именно:
- конструкционные особенности защищаемого объекта;
- имеющиеся возможности по подготовке поверхности и, как следствие, состояние поверхности перед окрашиванием;
- метод нанесения, вид используемого окрасочного оборудования;
- температурные и влажностные режимы при окрашивании,
а также требуемыми сроками службы покрытия.
Надежное покрытие можно получить только при безукоризненной подготовке поверхности. Выбор технологического процесса подготовки поверхности под окраску обусловливается габаритами резервуара, видом загрязнения, количеством продуктов коррозии на поверхности металла и другими факторами. Затраты на подготовку поверхности во мних случаях составляют 40-70% общей стоимости окрашивания. Для очистки металлической поверхности от окалины, ржавчины, масляных и других загрязнений применяются более эффективная механическая очистка. К механической обработке поверхности относятся песко-, дробе- и гидроструйный способы очистки, а также очистка ручным, механизированным способом или электроинструментами.
Специальные защитные системы «Техкор» и «ПАКойл» имеют подтверждение совокупности специальных свойств, перечисленных ранее, протоколами испытаний аккредитованных лабораторий. При этом покрытия для проведения испытаний были изготовлены с параметрами, максимально приближенными к реальным (имеется ввиду подготовка поверхности, условия нанесения, толщина покрытия, число слоев, за которое эта толщина достигается), так как все эти факторы влияют на свойства покрытия.
Нанесение топливостойких, противокоррозионных спецпокрытий «Техкор» и «ПАКойл» позволяет значительно продлить срок безремонтной эксплуатации, что в свою очередь, существенно сокращает финансовые расходы по выводу резервуара из эксплуатации для ремонта и стоимости самого ремонта.
ИНТЕХЦЕНТР является одним из разработчиков «Требования к антикоррозионным покрытиям резервуаров для хранения АВИАГСМ».
За разработку антистатических материалов ИНТЕХЦЕНТР награжден Золотой медалью «Гарантия качества и безопасности».
защитные системы различного назначения